Традиции и ритуалы, сопровождающие индийскую свадьбу, восходят к Ведам, к славным временам господства арийской культуры. Индийцы преданы вере и древним традициям, строго храня и чтя их вот уже многие тысячелетия.
Традиционный индийский свадебный обряд Виваха является самым главным событием в жизни каждого жителя Индии, и поэтому к его подготовке и проведению подходят с предельным вниманием и высочайшим благоговением. В Индии верят, что свадебный обряд связывает мужа и жену на семь следующих жизней.
Индийские свадьбы всегда отличались роскошью и богатством. По существующей традиции ее организовывают родителями невесты. Празднование и проведение всех необходимых ритуалов длится четыре-пять дней.
По древней традиции, на свадьбу невеста одевает сари, ленга чоли (лехенга) или сальвар камиз. Классический свадебный наряд невесты должен быть красного цвета.
Примерно за 15 дней до свадебной церемонии проводится поклонение Ганеше, известное как Барни Бандхвана. Бога Ганешу просят устранить все препятствия во время свадебного обряда. Все последующие дни вплоть до церемонии свадьбы семьи жениха и невесты будут поклоняться Ганеше.
Следующим этапом приготовлений к свадьбе является церемония Менди (Мехенди) — нанесение узоров на руки и ноги невесты хной. По индийскому поверью, чем темнее узоры менди, тем сильнее будет любить свою жену будущий муж. По традиции, после замужества женщина не должна работать в своём новом доме, пока узоры менди не исчезнут. После проведения церемонии Менди невеста не должна выходить из дома до самого свадебного обряда.
В день свадьбы, облачившись в богатые одежды (шервани, чуридары и пагди (пагри) — свадебный тюрбан), жених отправляется к месту проведения свадебного обряда верхом на лошади или слоне в сопровождении танцующих и поющих родственников и друзей. Однако в наше время свадебная процессия жениха чаще всего состоит из вереницы автомобилей. Жениха встречает мать невесты. Поприветствовав будущую тещу, жених следует к месту проведения свадебного обряда, в центре которого разжигают жертвенный огонь.
Вскоре появляется невеста с цветочной гирляндой в руках. Стоя друг к другу лицом, под пение священных мантр, жених и невеста обмениваются гирляндами, что означает принятие ими друг друга как мужа и жены.
Одним из главных ритуалов индуистского свадебного обряда является Канья Даан. Канья означает «девственница», а даан — дар. Во время проведения ритуала Канья Даан отец невесты кладёт правую руку своей дочери в правую руку жениха и под пение мантр совершает возлияние священными водами в их ладони, символизирующее передачу своей дочери жениху.
Во время ритуала Паниграхана Хатхлева руки жениха и невесты связывают тканью или нитями, в знак их неразрывного союза. Брахман-жрец (випра) проводит пуджу Ганеше.
Священный брак никогда не должен быть разрушен, поэтому проводят ритуал Гатхабандхан, во время которого брахман связывает концы одежды невесты и жениха в узел, который даже после свадьбы не следует развязывать.
Кульминацией индуистского свадебного обряда является ритуал Агни Париная (или Мангалпхера, Мангалфера) — обход (пхере) священного огня по часовой стрелке три раза, символизирующий три главных человеческих ценности (цели): дхарму, артху и каму. Жених держит правой рукой правую руку невесты и ведёт её за собой вокруг священного свадебного огня.
Завершающим ритуалом индуистского свадебного обряда является Синдурдана (Сухааг или Субхагья Чинья), во время которого жених наносит на пробор невесты синдур — красный порошок из киновари, что означает принятие им невесты как своей жены. А также дарит ей свадебное золотое ожерелье, называемое мангалсутра, которое символизирует его любовь к ней. После завершения свадебного обряда всех ожидает богатое угощение.